23 апреля 2019 г. Китай принял поправки к двум основным законам в области интеллектуальной собственности (ИС) – «Закон о товарных знаках» и «Закон о недобросовестной конкуренции» (AUCL). Регистрация торговой марки в Китае открывает возможности для защиты своего бренда и выхода на огромный рынок Азии.
В «Закон о товарных знаках» были внесены поправки с Ст. 4, где идет речь о подачи заявок на регистрацию товарных знаков без намерения подальшего их использования. Новое положение предусматривает отклонение в регистрации таких ТМ, если у Агентства по товарным знакам в Китае возникают подозрения.
Поправки к Закону о недобросовестной конкуренции в основном улучшают и нацелены защиту коммерческой тайны. В частности, измененный закон:
- расширяет определение «коммерческой тайны»;
- расширяет действия по нарушению коммерческой тайны, чтобы включить получение коммерческой тайны посредством «электронного вторжения», а также косвенных нарушений;
- распространяется на стороны, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение коммерческой тайны, не только коммерческим операторам, но и другим лицам (таким как сотрудники или бывшие сотрудники) и юридическим лицам.
Поправки к «Закону о недобросовестной конкуренции» в основном нацелены на защиту коммерческой тайны. В частности, измененный закон:
Что наиболее важно, измененный закон также отменяет бремя доказывания нарушения коммерческой тайны, обеспечивая истцу возможность только представить доказательства нарушения (prima facie), а затем ответчику необходимо доказать, что коммерческая тайна, которая имеет значение, не является коммерческой тайной в соответствии с AUCL.
Примечательно, что поправки к обоим законам также увеличили ответственность за нарушение торговой марки / коммерческой тайны:
- предоставление штрафных убытков в размере до пяти раз превышающему сумму компенсации; а также
- увеличение установленного законом ущерба с 3 миллионов до 5 миллионов юаней.
Защита интеллектуальной собственности в Китае улучшилась после внесения правок к Закону и являются весьма обнадеживающими новостями для тех, кто планирует зарегистрировать торговую марку в Китае.
Новые руководящие принципы Пекинского высшего народного суда при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении товарных знаков
Высший народный суд Пекина опубликовал новое Руководство по рассмотрению дел об административных правонарушениях, касающихся прав на товарные знаки (Руководство) 24 апреля 2019 года, которое вступило в силу немедленно.
Руководство предоставляет судам как процессуальные, так и существенные указания по рассмотрению дел о товарных знаках, касающихся апелляций об отказе, возражений, признаний недействительными и аннулирования неиспользования торговой марки.
В Руководстве также подтверждено, что использование торговой марки в Китае на продуктах, которые напрямую экспортируются без распространения на китайских рынках, может использоваться для защиты отказа от использования, который долгое время был спорным вопросом.
Поправки к законам в области экспортного контроля: передача прав на объекты интеллектуальной собственности
Положение об администрировании экспортного контроля (TIER) Китая было изменено 2 марта 2019 года с немедленным вступлением в силу.
В поправках были отменены три обязательных требования к импорту, чтобы обеспечить большую степень гибкости сторон при заключении договорных соглашений о владении правами и их подверженности обязательствам. А именно:
- сторона, которая вносит улучшения в импортируемую технологию, больше не считается автоматически владельцем таких улучшений и, вместо этого это станет позицией по умолчанию, только если стороны не договорились об ином и право собственности не может быть определено в соответствии с использованием торговли;
- было разработано положение, предусматривающее обязательство передающей стороны импортированной технологии возместить получателю против любых нарушений прав третьих лиц, возникающих в результате использования получателем технологии, и передающая сторона будет нести ответственность за такое нарушение, только если стороны не договорились об ином; а также
- положение, запрещающее определенные ограничительные условия в контракте на импорт технологий, было удалено;
- аналогичные положения все еще существуют в Договорном праве и на практике в судебных интерпретациях.
Предполагается, что эти поправки следуют принципам, изложенным в новом китайском «Законе об иностранных инвестициях», который вступит в силу 1 января 2020 года, и который направлен на либерализацию инвестиционных требований с целью привлечения входящих инвестиций и стимулирования инноваций.
Реструктуризация и переименование торговых марок и патентных органов
В прошлом году Государственное ведомство интеллектуальной собственности Китая (SIPO), которое недавно сменило только свое английское название на Китайское национальное управление интеллектуальной собственности (CNIPA), было реструктурировано, чтобы принимать заявки не только на регистрацию патентов в Китае, но и на регистрацию товарных знаков и географических указаний. Кроме того, Совет по рассмотрению и оценке товарных знаков (TRAB) был объединен с Китайским ведомством по товарным знакам (CTMO), Совет по повторной экспертизе патентов (PRB) был объединен с Патентным ведомством. Оба сейчас находятся под контролем CNIPA.
В результате этой реструктуризации SIPO (который теперь известен как CNIPA) больше не является подчиненным органом непосредственно при Государственном совете, а вместо этого контролируется недавно созданной Государственной администрацией по регулированию рынка (SAMR).
Первый закон Китая об электронной коммерции
С 1 января 2019 года первый закон Китая вступил в силу и распространяется на любую деятельность в области электронной коммерции (т.е. продажу товаров или предоставление услуг через Интернет или любые другие информационные сети) на территории КНР. Предоставление финансовых услуг и товаров в Китае, таких как предоставление новостной информации, аудио и видео программ, публикаций и культурных продуктов через информационные сети освобождаются от этого закона.
Регистрация компании в Китае, которая занимается электронной коммерцией, в соответствии с обновленными положениями в Законе, является обязательной.Закон также усиливает защиту прав ИС в электронной коммерции путем:
- требования ко всем операторам платформы устанавливать правила защиты IP независимо от размера платформы;
- совершенствования существующего механизма «предупреждения и удаления» (notice and take-down mechanism) и наложения более жестких обязательств на операторов платформы;
- наложения штрафа в размере от 50 000 до 2 000 000 юаней на операторов платформы, которые не предпринимают необходимых мер против нарушений прав на IP и не могут исправить такой сбой в течение периода, установленного соответствующими органами.
Закон также предусматривает, что операторы электронной коммерции должны принимать любые необходимые меры для соблюдения соответствующих законов и административных положений, касающихся кибербезопасности и защиты личных данных.
Верховный народный суд становится апелляционным судом и рассматривает сложные дела в области ИС
С 1 января 2019 года Верховный народный суд Китая (SPC) стал судом второй инстанции (и повторного разбирательства) по делам в области ИС, которые требуют большей технической экспертизы.
Целью этих реформ является не только улучшение качества решений/постановлений второй инстанции и судебной защиты прав на интеллектуальную собственность, но также объединение суда второй инстанции по делам о признании недействительным и суда второй инстанции для случаев нарушения определенных типов ИС, особенно для патентов на изобретения и патентов на полезные модели.
В рамках реформ был создан трибунал по ИС в рамках SPC для рассмотрения дел по ИС или повторного разбирательства, которые требуют большей технологической экспертизы.
Создание интернет-судов в Пекине и Гуанчжоу и внедрение технологии блокчейн в Китае в делах интернет-суда
После создания первого Интернет-суда (IC) Китая в Ханчжоу в августе 2017 года, Китай создал второй и третий IC соответственно в Пекине и Гуанчжоу в сентябре 2018 г.
Большинство дел, рассматриваемых в рамках юрисдикции в отношении интеллектуальной собственности, не имеют прямого отношения к ИС, за исключением следующих трех типов споров:
- споры о владении авторскими или смежными правами произведений, опубликованных в Интернете впервые;
- споры, возникающие из-за нарушения авторских прав или смежных прав на произведения, опубликованные или распространенные в Интернете;
- споры по поводу владения доменными именами в Интернете, нарушений и контрактов.
Примечательно, что связанные с Интернетом товарные знаки и патенты не входят в число конкретных типов дел, подпадающих под юрисдикцию IC.
Китай ускоряет процесс экспертизы товарных знаков
После продолжающихся усилий по ускорению и рационализации процесса экспертизы товарного знака CNIPA объявила, что средний срок экспертизы был сокращен до 5,5 месяцев для национальных заявок на товарные знаки (установленный законом срок составляет 9 месяцев) и около 5 месяцев для международных заявок на товарные знаки, поступающих в Китай ( установленный законом срок составляет 1-1,5 года).
Проверка назначения товарного знака в настоящее время занимает всего около 3,5 месяцев, а проверка изменения имени / адреса владельца и продления товарного знака, а также выдача квитанций на регистрацию товарного знака в настоящее время занимает 1 месяц. Рассмотрение дела об отмене неиспользования торговой марки, которое раньше занимало около 1 года, было сокращено до 8,5 месяцев.
Защита нетрадиционных торговых марок в Китае
Ниже мы приведем примеры, где прослеживается защита нетрадиционных китайских торговых марок:
(i) «Флакон духов J’adore» Кристиана Диора:
Это был апелляционный иск об отказе от товарного знака, связанный с заявкой Dior на товарный знак в форме флакона для духов, которая ранее была отклонена CTMO на основании «отсутствия отличительности». TRAB и нижестоящие суды поддержали решение CTMO. Однако по апелляции, Верховный народный суд (SPC) исправил процедурную ошибку CTMO, связанную с регистрацией и проверкой знака парфюмерного флакона Dior как обычного товарного знака, когда Dior подала заявку на продление своей международной регистрации для знака парфюмерного флакона 3D в Китае. Хотя SPC не вынес существенного решения относительно того, является ли 3D-знак Dior достаточно отличительным (по своей сути или посредством использования), чтобы быть зарегистрированным в качестве товарного знака в Китае, он приказал TRAB повторно издать решение в соответствии с стандартам экспертизы для 3D-знака, принимая во внимание доказательства использования, предоставленные стороной. Дело не только дает рекомендации по защите процессуальных прав заявителей и обязанности органов власти по товарным знакам заблаговременно исправлять процессуальные недостатки и облегчать международную регистрацию, но также подтверждает возможность регистрации и уникальные стандарты экспертизы 3D-знаков как нетрадиционного типа товарных знаков в Китае.
(ii) «Кристиан Лубутен красная подошва»
В этом случае Высший народный суд Пекина впервые признал, что одноцветный товарный знак, используемый для определенной позиции, подлежит регистрации в Китае, несмотря на то, что он не был явно указан как тип регистрируемого знака (в отличие от знака сочетания цветов) согласно «Закону о товарных знаках Китая».
(iii) «Тон Tencent»
Еще один важный случай, касающийся нетрадиционного дела о товарных знаках, был вновь решен Высшим народным судом Пекина в прошлом году. В этом случае было обнаружено, что звуковая марка Tencent «ди-ди-ди-ди-ди-ди», используемая в программном обеспечении для обмена мгновенными сообщениями, приобрела достаточную особенность, чтобы ее можно было зарегистрировать в отношении соответствующих услуг в классе 38. В этом деле содержатся полезные рекомендации по проверке звуковых знаков в Китае, где с 1 мая 2014 года были поданы сотни заявок на регистрацию звуковых торговых марок в Китае, поскольку закон признал возможность на реализацию такой регистрации.
Защита авторского права в Китае
Защищено ли содержимое, создаваемое искусственным интеллектом (ИИ), авторским правом и кто является автором такого содержимого? Интернет-суд Пекина вынес первое решение в стране, ответив на эти вопросы в апреле 2019 года по делу, касающемуся Baidu.
Это дело было возбуждено юридической фирмой против Baidu, которая утверждала о нарушении авторских прав юридической фирмы в статье, которая, по утверждению Baidu, была автоматически сгенерирована базой данных правовой информации Wolters Kluwer (База данных) и поэтому не защищена авторским правом. Суд сравнил статью с двумя аналитическими отчетами, автоматически сгенерированными Базой данных, и установил, что:
- диаграммы, содержащиеся в статье, созданные с использованием базы данных, не представляют собой графические работы, поскольку различия между диаграммами, содержащимися в двух автоматически сгенерированных аналитических отчетах, обусловлены различиями в данных и не отражают оригинальное выражение;
- хотя аналитические отчеты, автоматически генерируемые Базой данных, имеют определенную степень оригинальности, они не представляют собой произведение, охраняемое авторским правом, поскольку действующее законодательство требует, чтобы литературное произведение было создано физическим лицом;
- словесная часть статьи отличается от слов двух автоматически сгенерированных отчетов, поэтому словесная часть статьи не была автоматически сгенерирована Базой данных. Вместо этого она была независимо создана истцом и имеет оригинальность. Таким образом, словесная часть сама по себе составляет литературное произведение.
Суд также постановил, что действия Байду по перепечатке статьи представляют собой нарушение авторских прав истца. Будет ли Baidu обжаловать это решение первой инстанции, еще неизвестно.
Эксперты YB Case следят за последними обновленными с законодательной базе азиатских стран, особенно Китая, поскольку регистрация торговой марки в Азии предоставляет престижные возможности выхода на огромный рынок. Также наши специалисты проводят профессиональные консультации по защите прав на ТМ.